Как подготовить и провести методический марафон

Как подготовить и провести методический марафон
Школьный методический марафон – одна из форм методической работы. В рамках марафона педагоги посещают уроки и мастер-классы друг друга. Учителя обмениваются опытом и пополняют методическую копилку. Они совершенствуют свою рефлексивно-аналитическую культуру и повышают квалификацию прямо на рабочем месте.
Методический марафон проходит несколько месяцев, в этом его преимущество. Еще плюс в том, что педагоги выбирают удобное время для открытых уроков и время, чтобы посетить уроки коллег.
Подготовиться к методическому марафону
Проведите педсовет или заседание методического совета на тему методического марафона в школе. Расскажите о преимуществах такого вида работы. Познакомьте педагогов с вариантами взаимопосещения уроков, которые есть в вашей школе. Определитесь, когда провести марафон. Предложите учителям на выбор несколько тем марафона и совместно выберите ту, которая подходит. Чтобы выбрать темы для марафона, посмотрите рисунок. Когда определитесь с темами, решение закрепите в протоколе заседания педсовета или методсовета. Формулировки тем смотрите в примере.
Рисунок. Что анализировать, чтобы выбрать тему методмарафона
Пример:
Использование интерактивных средств обучения на уроке.
Формирование навыков смыслового чтения.
Особенности формирования функциональной грамотности школьников на уроках разной предметной направленности
Использование проектной деятельности на уроках.
Нетрадиционные формы уроков: бинарные, интегрированные, игры, проекты.
Когда определите тему, включите в план методической работы семинары, педсоветы и мастер-классы по тематике марафона. Сформируйте вместе с педагогами расписание открытых уроков. Подготовьте матрицу, в которую внесете информацию о своих уроках. Смотрите образец матрицы. Если учителя решат самостоятельно заполнить таблицу, укажите срок, до которого нужно внести информацию.
Чтобы педагоги могли одновременно работать с матрицей взаимопосещения уроков, создайте общий документ с помощью сервиса Яндекс.Документы. Откройте доступ на редактирование всем, у кого есть ссылка. Разошлите ссылку педагогам. Так они смогут внести в график уроки, на которые хотят пригласить коллег.
Когда педагоги заполнят матрицу, сформируйте общее расписание открытых уроков. Не забывайте корректировать расписание. Можно составить отдельные графики на каждый месяц или один общий документ на все время методического марафона.
Провести методический марафон.Повесьте расписание мероприятий методического марафона на информационный стенд. Тогда сотрудники выберут из списка те уроки, на которые они пойдут. Чтобы не допустить ситуации, когда на урок никто не пришел, подготовьте приглашения для учителей. Что указать в приглашении, смотрите в образце.
Образец приглашения. Приглашение на открытый урок в рамках методического марафона
Уважаем(ый) ая…………………………! Приглашаем Вас на открытый урок школьного методического марафона.
Дата:………………………..
№ урока: ………………..
Класс: ……………….« ..»
Предмет: ………………………………………….
Тема урока: ………………………………………………
Ф. И. О. учителя: ………………………………………………….
На уроке Вы познакомитесь с приемами, которые помогут создать ситуацию успеха каждого ученика. ……)фио учителя)………продемонстрирует, как организует на уроке проектную деятельность.
Контролировать уроки в рамках марафона
Контролируйте, проводят ли учителя открытые уроки из расписания марафона. Отмечайте учителей, которые пришли на открытый урок. Старайтесь сами посещать уроки. Если по объективным причинам не присутствуете, определите того, кто будет отвечать за рефлексию по итогам урока. Эту функцию может выполнить председатель методического объединения или методического совета школы. Заполняйте карту анализа во время урока. Используйте готовый образец карты.
После каждого урока проводите рефлексию. Обсудить результаты занятия должны вы, педагог, который провел занятие, и все учителя, которые присутствовали. Сделайте это на перемене после урока. Вовлекайте в беседу всех, кто присутствует. Посмотрите ниже примеры вопросов, которые задать педагогам.
Пример анкеты по итогам методического марафона
1. Сколько уроков коллег в рамках методического марафона Вы посетили?
2. Какой урок, на Ваш взгляд, оказался особенно полезным для Вашей практической деятельности?
3. Проводили ли Вы открытый урок в рамках марафона?
4. Какие проблемы, которые связаны с проведением своего урока и посещением уроков коллег в рамках марафона, у Вас возникали?
5. Перечислите пожелания и предложения по организации марафона в следующем учебном году.
Подвести итоги
После марафона проведите день диагностики, регулирования, коррекции. Попросите педагогов заполнить анкету по итогам марафона. Проанализируйте результаты анкетирования. Вопросы анкеты подготовьте самостоятельно или используйте вопросы из примера.
Подготовьте отчет.
Используйте для этого результаты анкетирования и материалы анализа уроков. В отчете опишите, сколько педагогов принимало участие в марафоне. Посчитайте долю участников марафона от общего количества членов педагогического коллектива. Ранжируйте активность педагогов. Если учитель дал активный урок, то отметьте, что педагог продуктивный. Если учитель посетил урок и участвовал в рефлексии, укажите, что он активный. А если педагог просто посетил урок, значит, он пассивный участник.
анкеты по итогам методического марафона.docx
Подготовьте рейтинг уроков.
Отразите положительные моменты и зафиксируйте проблемы. Используйте эту информацию, когда планируете методическую работу на следующий год. Создайте методический продукт вместе с председателями методобъединений. Например, сборник сценариев урока или методические рекомендации.
Проведите итоговое мероприятие.
Например, фестиваль педагогических идей и технологий. В рамках фестиваля организуйте обмен опытом и идеями, которые возникли в ходе методического марафона. Презентуйте методический продукт.
Вручите благодарственные письма участникам марафона, которые были продуктивными. Педагоги пополнят портфолио методическими разработками уроков и грамотами. Так, учителя школы будут стремиться к профессиональному развитию.